«Новый средний класс» больше не стимулирует рынок: спрос в России снижается
1.2K
25.09.2025
Аналитики отмечают замедление роста продаж продуктов питания в России. Согласно исследованию Nielsen, в первой половине 2025 года продажи увеличились на 3,9%, что в 2,6 раза ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Данные компании NTech также подтверждают эту тенденцию: темпы роста начали снижаться в последнем квартале 2024 года и значительно замедлились в первом квартале 2025-го. Прирост продаж в первом квартале 2025 по сравнению с тем же периодом 2024 составил всего 2,1% — это минимальный уровень за последние семь кварталов.
Продукты с замедлившимся ростом продаж в первом полугодии 2025 года.
Данные Nielsen:
- молочные и кондитерские продукты — в 4 раза,
- товары для животных — > в 2 раза,
- детское питание — в 3 раза,
- замороженные продукты — снижение на 2,3% (в прошлом году — рост на 1,8%),
- снеки — снижение на 1% (в прошлом году — рост 13,9%).
Данные NTech
- стейки,
- немолочное детское питание,
- сливки,
- морепродукты.
Мнения участников рынка
Представители «Руспродсоюза» (ассоциация объединяет более 400 участников, включая фермеров, переработчиков и дистрибьюторов) также считают, что темпы роста продаж продуктов питания замедлились в 2025.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) настаивает на том, что о снижении потребления речь пока не идет и объясняет снижение темпов роста продаж в 2025 году тем, что в 2024 году рост был слишком активным.
X5 Group наблюдает рост, сопоставимый с темпами инфляции, и считает это признаком начала снижения потребления.
Компания Infoline объясняет рост оборота FMCG-ритейла инфляционными причинами и говорит о стагнации физических объемов продаж в большинстве категорий.
Куда делся “новый средний класс”?
В 2022–2024 годах в России сформировался «новый средний класс» — люди с доходами 150–200 тыс. руб. в месяц (рабочие оборонных предприятий, IT-специалисты, строители). Их доходы выросли в 1,5–2 раза благодаря госзаказам, выплатам мобилизованным и росту зарплат.
Сейчас потенциал этого тренда исчерпан::
- Крупные выплаты завершены, бюджетное финансирование сокращается.
- Зарплаты растут медленнее, а инфляция остается высокой.
- Часть населения сберегает деньги из-за высоких ставок по депозитам, другая — уже потратила накопления.
В Data Insight отмечают появление «среднего класса минус» — молодежи, которая покупает реже и в кредит.
Прогнозы
Представитель «Руспродсоюза» предполагает: если инфляция будет расти, рост темпов потребительского спроса будет оставаться низким продолжительное время. Если инфляционное давление начнет постепенно снижаться, спрос увеличится.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОPT) не ожидают значительного снижения потребительского спроса в ближайшее время. Более того, в ассоциации отмечают рост спроса в некоторых категориях продовольственных товаров (готовая еда, овощи, свежие фрукты, товары для ЗОЖ) выше показателя продовольственной инфляции. В долгосрочной перспективе, по мнению АКОРТ, темпы спроса будут зависеть от денежно-кредитной политики и повышения/понижения строительной активности в стране.
«Спар-Калининград» уверен, что кризис потребительского спроса уже наступил. Торговая сеть высказывает пессимистические прогнозы на осень, предсказывая падение спроса в продуктовом ритейле и финансовые проблемы для ресторанов.
В Infoline уверены: во втором полугодии 2025 реальные доходы граждан РФ упадут и потребительский спрос замедлится еще сильнее.
В «Союзмолоко» смотрят в будущее с надеждой. В июне представители компании зафиксировали рост продаж по некоторым категориям своей продукции и во второй половине 2025 ожидают восстановление темпов роста потребления.
Итак, потребительская активность в России снижается, но пока речь идет, с большой долей вероятности, о коррекции после бурного роста. Однако если инфляция не замедлится, спад может затянуться.
Для связи:
info@msocialproduction.ru
https://msocialproduction.ru
Семён П.