DefaultTost

«Новый средний класс» больше не стимулирует рынок: спрос в России снижается

1.2K

25.09.2025

Аналитики отмечают замедление роста продаж продуктов питания в России. Согласно исследованию Nielsen, в первой половине 2025 года продажи увеличились на 3,9%, что в 2,6 раза ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Данные компании NTech также подтверждают эту тенденцию: темпы роста начали снижаться в последнем квартале 2024 года и значительно замедлились в первом квартале 2025-го. Прирост продаж в первом квартале 2025 по сравнению с тем же периодом 2024 составил всего 2,1% — это минимальный уровень за последние семь кварталов.

 

Продукты с замедлившимся ростом продаж в первом полугодии 2025 года.

Данные Nielsen:

  • молочные и кондитерские продукты — в 4 раза,
  • товары для животных — > в 2 раза,
  • детское питание — в 3 раза,
  • замороженные продукты — снижение на 2,3% (в прошлом году — рост на 1,8%),
  • снеки — снижение на 1% (в прошлом году — рост 13,9%).

Данные NTech

  • стейки,
  • немолочное детское питание,
  • сливки, 
  • морепродукты.

 

Мнения участников рынка

Представители «Руспродсоюза» (ассоциация объединяет более 400 участников, включая фермеров, переработчиков и дистрибьюторов) также считают, что темпы роста продаж продуктов питания замедлились в 2025.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) настаивает на том, что о снижении потребления речь пока не идет и объясняет снижение темпов роста продаж в 2025 году тем, что в 2024 году рост был слишком активным.

X5 Group наблюдает рост, сопоставимый с темпами инфляции, и считает это признаком начала снижения потребления.

Компания Infoline объясняет рост оборота FMCG-ритейла инфляционными причинами и говорит о стагнации физических объемов продаж в большинстве категорий.

 

Куда делся “новый средний класс”?

В 2022–2024 годах в России сформировался «новый средний класс» — люди с доходами 150–200 тыс. руб. в месяц (рабочие оборонных предприятий, IT-специалисты, строители). Их доходы выросли в 1,5–2 раза благодаря госзаказам, выплатам мобилизованным и росту зарплат.

Сейчас потенциал этого тренда исчерпан::

  • Крупные выплаты завершены, бюджетное финансирование сокращается.
  • Зарплаты растут медленнее, а инфляция остается высокой.
  • Часть населения сберегает деньги из-за высоких ставок по депозитам, другая — уже потратила накопления.

В Data Insight отмечают появление «среднего класса минус» — молодежи, которая покупает реже и в кредит.

 

Прогнозы

Представитель «Руспродсоюза» предполагает: если инфляция будет расти, рост темпов потребительского спроса будет оставаться низким продолжительное время. Если инфляционное давление начнет постепенно снижаться, спрос увеличится.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОPT) не ожидают значительного снижения потребительского спроса в ближайшее время. Более того, в ассоциации отмечают рост спроса в некоторых категориях продовольственных товаров (готовая еда, овощи, свежие фрукты, товары для ЗОЖ) выше показателя продовольственной инфляции. В долгосрочной перспективе, по мнению АКОРТ, темпы спроса будут зависеть от денежно-кредитной политики и повышения/понижения строительной активности в стране.

«Спар-Калининград» уверен, что кризис потребительского спроса уже наступил. Торговая сеть высказывает пессимистические прогнозы на осень, предсказывая падение спроса в продуктовом ритейле и финансовые проблемы для ресторанов.

В Infoline уверены: во втором полугодии 2025 реальные доходы граждан РФ упадут и потребительский спрос замедлится еще сильнее.

В «Союзмолоко» смотрят в будущее с надеждой. В июне представители компании зафиксировали рост продаж по некоторым категориям своей продукции и во второй половине 2025 ожидают восстановление темпов роста потребления.

Итак, потребительская активность в России снижается, но пока речь идет, с большой долей вероятности, о коррекции после бурного роста. Однако если инфляция не замедлится, спад может затянуться.

 

Для связи: 
info@msocialproduction.ru
https://msocialproduction.ru